Адаптироваться в школе первокласснику – задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко», это называется дезадаптацией, «приспособления к школьной реальности ! Дезадаптаций может быть несколько вариантов
В первом случае
ребёнок «покоряется» действительности и «ломается» ею. Ребенок понимает, что «не тянет», не справляется с новой для него ролью, но пытается приспособиться к ней, как может . Это относительно неплохой в смысле прогноза сценарий: – он сможет наладить,свою школьную жизнь ,если такому ребенку вовремя помочь, «подстелить соломки» в тех местах, где он пока слаб (несамостоятелен, несобран, не умеет общаться). Учителям достаточно его поддерживать публично, родителям помогать (а не ругать!) дома – и ребенок, почувствовав, что не все так плохо, справится рано или поздно.
В другом случае он, напротив, действует согласно воспетому Макаревичем принципу «не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнется под нас». И гнет свою линию…. То есть ребенок идет на конфронтацию с учителями, родителями и одноклассниками – бунтует против возникшей в его жизни ситуации, к которой он не в силах приспособиться.В результате такие дети становятся изгоями в коллективе. Их авторитет в классе невысок, что еще более ухудшает и без того сложную ситуацию.
Почему же дети столь по-разному «приживаются» в школе? На это есть несколько причин.
В основе, конечно, лежит стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно.
Второй причиной школьной дезадаптации является сама система обучения первоклашек: слишком мало в ней добровольного и слишком много принудительного. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам
Интеллектуальная, социальная и психологическая готовность ребенка к обучению – это еще не все. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. Маленькому организму слишком дорогой ценой будет даваться адаптация к новым условиям, и это чревато возникновением соматических заболеваний. Поэтому так важно еще на этапе подготовки к школе начать развивать ребенка физически и не бросать занятия спортом в первом классе под предлогом того, что «и так нагрузка велика».
Ну, и последняя причина – слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.
Что же делать, если вы видите (либо вам сообщают педагог или школьный психолог), что учение дается вашему ребенку нелегко?
Постарайтесь самостоятельно в беседах с ним (а лучше – при помощи психолога) выявить его «слабое место» – то есть что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, и постараться его устранить.
Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш понимал, что он делает и для чего, чтобы воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся не его голову, а как что-то полезное и интересное.
Это нелегко, но чрезвычайно необходимо – ведь в школе ребенок проводит целых 10 лет, и именно на первом этапе закладываются основы его успеха или неуспеха на этой «марафонской дистанции».
Комментариев нет:
Отправить комментарий